ДисКРЕДИТация ипотеки
Первые признаки ужесточения ипотеки проявились еще в начале года. Когда банки подняли ставки на 1-2 процента, а агентство ипотечного жилищного кредитования увеличило планку первоначального взноса до 20 процентов. Любопытно, что тогда все эксперты, как один, — разве что руки не положив на рельсы, — уверяли, что России кризис, аналогичный американскому, не грозит. Подробнее о ценах на квартиры и ипотеке вы можете узнать на сайте https://cityhouse.com.ua/ru/.
Действительно, наш ипотечный кризис оказался не таким, как американский. Он проник еще глубже и как бы «перескочил» ту стадию, на которой он разразился в США. Если американский рынок пострадал от неплатежей частных заемщиков по «халявным» ипотечным ставкам, то у нас с платежами по кредитам пока все в порядке. У нас просто сразу стали рушиться банки. Сам факт того, что инвесткомпании, еще вчера раздававшие направо и налево жилищные кредиты, «завязавшие» на себе тысячи платежеспособных заемщиков, вдруг в октябре объявляют о смене владельца, говорит о серьезном сбое в российской ипотечной системе. Например, один из лидеров ипотечного кредитования «КИТ-Финанс» скоропостижно поглотился корпорациями РЖД и «Алроса». Молодой, процветающий, много рекламировавшийся «Собинбанк» оказался выкуплен «Газэнергопромбанком», «Связьбанк» растворился во «Внешэкономбанке» и так далее. И все это — за считанные дни середины осени.
Удержавшиеся на плаву, а также все крупные банки из первой десятки дружно и резко подняли ставки по ипотеке в среднем до 18% в рублях и 16% в долларах, либо вовсе приостановили выдачу кредитов на неопределенный срок. При этом в одностороннем порядке изменили формы ипотечных договоров, добавив пункт о праве банка менять годовую процентную ставку по своему усмотрению. Таким образом, банки решили перестраховаться, не дожидаясь и симптомов начала неплатежей, заранее дав понять потребителям: «Все, ипотеку больше не выдаем. Либо — на драконовских условиях!»
Иными словами, мы можем констатировать не наступление ипотечного кризиса в стране, а, по сути, сразу СМЕРТЬ ИПОТЕКИ. Возможно, она окажется клинической. И спустя некоторое время банки потихоньку начнут размораживать ипотечные программы. Но вряд ли уже снизят ставки. Скорее всего потребитель вынужден будет привыкать к новым ужесточенным схемам.
В то же время при всей специфике провинции — часть общей государственной системы и автономно здесь процессы развиваться не смогут. Поэтому в дальнейшем ситуация будет зависеть от того, куда повернет вектор кризиса по стране в целом.