Путешествие в Японию
Из аэропорта ехали вечером. По идеально гладким голубым дорогам. Передо мной Япония. 1989 год. Еще недавно советский человек и мечтать не мог о таком путешествии. Много адептов — знающих и чувствующих японское — навсегда ушли в другой мир, так и не увидев Островов восходящего солнца… Я смотрю на землю до синего горизонта — как бы и их глазами тоже. И чувствую ноющую вину перед ними. Почему я? Что мне делать с этой гаммой тончайших новых впечатлений и негаданных переживаний? Виза в Японию была оформлена при помощи сайта http://helpvisa.com.ua/japan.
Отель, ресторан — все необыкновенное: не наше, не американское и не европейское. Еда — в посуде в виде цветов лотоса, полупрозрачный японский фарфор. Тихая музыка, не мешающая разговору, — не англоязычный грохот, предполагающий, что всех задергает в дискотечных конвульсиях. Официанты ежеминутно кланяются… Так, звездно, прошла первая ночь в Японии. Уснуть трудно — 12 часов разницы.
Начало светать — вижу в окно моего номера: солнце встает прямо из кратера вулкана, клубы дыма пронзают яркие лучи. Здесь живут люди, перед которыми каждое утро разыгрывается мистерия Космоса. Чувствуют ли они себя счастливыми только потому, что обладают этой красотой каждый день? Наверное, почувствовали бы, если бы их на время пересадить в Бирюлево-Товарное (промышленный район Москвы), а потом вернуть к их вулкану и цветущим азалиям. С облегчением осенили бы себя крестным японским знамением…
Сердце острова
Вулкан называется Сакурадзима — цветущая ветка. Но сам вулкан — грозный. Его сердце бьется где-то в недрах лавы. В XIX веке было сильное извержение — лава и пепел уничтожили городок у подножья. В одной из деревень над слоем пепла сохранилась верхняя перекладина ворот. Огромные пространства завалены причудливыми громадами лавы. Цвета маренго — темно-серый, серебристый… Нетронутые катастрофой территории благословенны: нагретая сосна, запах смол, фиолетовых ирисов.
У входа в маленький горный храм — холодный источник в камнях. Когда-то во времена Древней Японии остров был необитаем. В хрониках войн Минамото и Тайра описано, как сюда ссылали на вечное одиночество и гибель опальных чиновников. А ведь это курорт. Похоже на Саулкрасты, только в горах. И море — ярко-синее и глубокое. Относительно все…
Рост самурая
Ко мне в сопровождение (чтобы не потерялась и чтобы не завела контактов с конкурирующими художественными галереями) был приставлен японец двухметрового роста. По европейским представлениям японцы — низкорослы и жестоки… Видимо, за последнее столетие нация выросла.
Удивляют разноцветные волосы. От природы они — воронова крыла. Но теперь их красят. Встречаются высокие блондины с раскосыми летящими пронзительными угольными взглядами. Люди XXI века. Но в метро ездят женщины в кимоно и сандалиях.